Перейти до вмісту
Новини компанії
Пенсионная реформа: вчера-сегодня-завтра
18/03/2014
После развала Советского Союза Украине досталась отстающая в развитии экономика

После развала Советского Союза Украине досталась отстающая в развитии экономика, одной из составляющей которой была и все еще остается солидарная система пенсионного обеспечения, ставшая неким стандартом во всех государствах пост советского пространства.

Эта система базируется на основах солидарности и субсидирования, а также осуществления выплат пенсий и предоставления социальных услуг за счет средств централизованного Пенсионного фонда. Проще говоря, работодатели вычитают из зарплаты своих подчиненных определенные суммы (предприниматели платят за себя сами), которые направляются в ПФ, и являются источником дотирования тех, кто уже вышел на пенсию. Таким образом, трудоспособное население фактически содержит пенсионеров, а размер пенсий, как минимальных, так и максимальных, ограничивается государством.

Ключевой недостаток солидарной системы заключается в том, что ее механизм неспособен обеспечить достаточный, сравнимый с доходами во время трудовой деятельности уровень пенсионного обеспечения, поскольку средства пенсионеров накапливаются в «общем» котле, и распоряжается ими государство на свое усмотрение. Кроме того, старение населения (в Украине количество пенсионеров в 2012 году сравнялось с количеством работающих) приводит к тому, что поступлений в ПФ оказывается недостаточно и его дефицит катастрофически растет. Его приходится покрывать из госбюджета, дотируя Пенсионный фонд на десятки миллиардов в год. Хотя, по оценкам экспертов, около 500 млрд гривен сбережений украинцев находятся в тени. А ведь эти деньги вполне могут участвовать в пенсионном обеспечении, работая на благо будущих пенсионеров и экономики в целом.

Именно по причине обременительности солидарной системы для госказны многие страны отказались от нее еще в 80-90-х годах прошлого столетия. Например, сразу после распада Советского Союза первый шаг в сторону «западного пенсионного механизма» сделал Казахстан, воспользовавшись опытом Чили. Пенсионная реформа, которая была проведена в этой стране в 1981 году, зачастую приводится в качестве эталона. Исходя из «чилийской» модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы.

Таким образом, в Чили был внедрен достаточно безболезненный механизм перехода от солидарного пенсионного страхования к персональному накопительному с условием обязательного страхования лиц, работающих по найму. Причем на втором уровне средства наемных работников, которые отчисляются работодателем бизнеса, аккумулируются на персональных счетах этих работников в госструктурных организациях (например, в государственном или пенсионном фонде). Деньги, накопленные в этих фондах, в последующем могут быть переданы компании по страхованию жизни, которые оперируют деньгами страхователей, инвестируя и преумножая их.

Но, невзирая на то, что еще с января 2004 года вступили в силу законы "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении", пенсионная реформа в Украине должным образом так и не стартовала, поскольку второй, накопительный уровень, до сих пор не введен.

Тем не менее, несмотря на отсутствие необходимых шагов со стороны государства, украинцы уже имеют возможность пользоваться третьим уровнем пенсионной системы, что позволяет получить значительную прибавку к государственной пенсии.

Вопрос лишь в выборе: негосударственный пенсионный фонд или компания по страхованию жизни. С одной стороны, логичным кажется вложение денег в НПФ. Но система негосударственных пенсионных фондов в Украине пока что имеет множество недостатков. Начнем с того, что в структуре НПФ много участников (совет фонда и администратор его средств, компания, управляющая активами фонда, банк-хранитель), которые отвечают за разные составляющие работы пенсионного фонда, но по факту несут лишь малую часть ответственности за его надежность.

При этом законодательство выписано так, что администратор НПФ всегда получает комиссионное вознаграждение, даже если фонд работает «в минус», а в состав совета НПФ может входить кто угодно, любой человек, неважно, насколько он далек от пенсионной системы и финансов в принципе. КУА тоже не дает никаких гарантий, так как вложения в фондовый рынок очень часто бесследно «сгорают», и риски таких последствий ложатся только на плечи вкладчиков. Кроме того, парадокс, но по законодательству НПФ является неприбыльной организацией и не может гарантировать доход.

Также НПФ не предоставляют возможности получения пожизненной пенсии, не осуществляют индексации, не перестраховывают свои риски и даже не проводят подобное страховым компаниям резервирование. Ну и самое главное, что негосударственные пенсионные фонды работают по принципу гарантированных взносов. Это означает, что после окончания действия договора клиент может получить любую сумму, которая даже вдвое ниже вложенных в фонд средств.

В то же время, компания по страхованию жизни по своей сути не может стать банкротом, так как даже в случае ее ликвидации сформированные резервы (которые составляют 100% обязательств компании) по согласованию с клиентами, будут переданы другому страховщику, или материнской компании для продолжения выполнения обязательств, либо будут переданы клиентам. К тому же, страховые компании – это единственные финансовые институты в Украине, которые по законодательству могут гарантировать ежегодное начисление дохода в размере до 4%. При этом, невзирая на экономической состояние – страховщик обязан обеспечивать этот уровень доходности и плюс негарантированный доход.

Помимо этого, каждый год, в случае, если государство фиксирует инфляцию, страховщик предлагает своим клиентам индексировать страховую сумму, защищая сбережения от обесценивания. И, конечно же, страховой полис имеет преимущество в виде дополнительных финансовых выплат, в случае если происходит смерть, инвалидность или несчастный случай.

Также нужно учитывать, что страхователь вправе выбрать разные формы выплаты по истечению договора: как в виде разовой суммы, так и аннуитета (в течение определенного времени или пожизненного).

Будущее пенсионной реформы в Украине пока что туманно: предыдущее правительство еще год назад заявило, что ее очередной этап отложен на неопределенное время. Но в любом случае, рано или поздно, очередной уровень пенсионного обеспечения будет внедрен, и роль страховых компаний только усилится. Поскольку после введения накоплений на персональных счетах украинцы осознают, что пенсия ограничивается не только теми 1200 гривнами, которые отрывает от себя государство. Пенсия – это реальные накопления, которые могут приносить дополнительный и ощутимый доход, а при достижении пенсионного возраста – обеспечить безбедную старость на долгие годы. И инструменты накопительного страхования в данном случае играют далеко не последнюю роль.

тобто страхування транспортних засобів, консультант